Оглавление
Книга – это окно, через которое можно сбежать.
Жюльен Грин, французский писатель, в одной короткой фразе сформулировал основную идею чтения. Открывая книгу, мы погружаемся в историю, которую читаем. Реальность перестаёт существовать, но остаётся желание узнать, что же произойдёт с героем дальше.
Такой интерес к книгам не рождается вместе с нами. Его надо прививать с раннего детства. Когда малыши только учатся читать, они сосредоточены на самом процессе. Но в какой момент стоит приучать детей к чтению? Помогают ли школьные уроки полюбить книги? Какие задачи решают учителя на занятиях по литературе?
Superprof решил взглянуть на всю школьную программу по литературному чтению и литературе, чтобы понять, какие культурные нормы она формирует, как влияет на ребёнка и оказывает ли ему помощь в изучении русского языка.
Программа по литературе с 1 по 11 класс
Начиная с первого класса в расписании всегда есть уроки русского языка и литературного чтения. Это базовые предметы, которые формируют грамотность и способствуют развитию ребёнка. На таких занятиях ученики получают первые серьёзные знания о родном языке, учатся писать и читать, развивают устную речь, а также навыки коммуникации и аргументации.
Учителя стараются привить учащимся младших классов любовь к русскому языку и чтению. Однако это получается не всегда. Школьная программа одинакова для всех, но у каждого ученика, даже если ему всего 7 лет, есть свои интересы и увлечения. В итоге на первый план выходят более общие педагогические цели, которые прописаны в учебном плане для начальной школы:
- осознанное беглое чтение
- умение работать с текстами
- навык работы со справочным материалом
- формирование представлений о добре и зле на базе литературных произведений
- расширение словарного запаса
- умение развернуто отвечать на вопросы
- навык устного или письменного пересказа прочитанного
На этом этапе дети учатся различать прозаическую и стихотворную речь, фольклор и авторские тексты. Особое внимание уделяется сказкам. На их примере разбираются понятия автора и героя, изучаются лексика, обороты речи и композиция.
С каждым годом программа усложняется. Уже в 5-6 классе дети переходят от литературного чтению к углублённому изучению классических литературных произведений. В этом возрасте они могут воспринимать разные жанры, давать личную оценку прочитанному и рассматривать художественный текст как произведение искусства.
Примерно в 7-8 классе на уроках вводится понятие литературного героя. Это значит, что фокус внимания смещается на нравственно-этические ценности. Если в начальной школе речь шла о добре и зле, то здесь ученики рассуждают о предназначении человека, муках совести, духовном становлении, одиночестве и многом другом. В это же время школьники начинают уделять внимание не только самому произведению, но и его автору. Они читают биографии русских и зарубежных писателей, расширяют свой кругозор, рассуждают об автобиографических текстах и вымышленных мемуарах.

Старшие классы – это время изучения историко-литературного контекста и теории литературы. Ученики, которые осилили программу 5-8 классов, готовы к тому, чтобы погрузиться в историю развития литературы от древности до наших дней. Если вы заметили, что на этом этапе у ребёнка появились сложности с освоением предмета, то лучше всего обратиться за помощью к репетитору.
Существует стереотип, согласно которому частный учитель по гуманитарным предметам не так важен, как преподаватель по точным наукам. Многим кажется, что достаточно просто лишний раз прочитать текст, чтобы его понять. Это не так. В старших классах ученику необходимо иметь культурную базу, большой словарный запас и аналитические навыки, если он хочет разбираться в литературе, получать хорошие оценки и успешно сдать выпускные экзамены.
С решением всех поставленных перед старшеклассником задач отлично справляется репетитор. Частные уроки являются прекрасным способом расширить круг интересов, научиться анализировать литературные произведения, разбираться в стилях и жанрах, а также легко высказывать собственные суждение как в письменной, так и в устной форме.
Есть и другой способ увлечь ребёнка чтением, привить ему любовь к работе с текстами – это подкасты, видео на Youtube и даже аккаунты в социальных сетях. Мы подробно рассказывали о том, какие возможности даёт интернет тем, кто изучает русский язык. Но эти новейшие методики в сфере образования подойдут и ученикам, которые стремятся улучшить свои оценки по литературе.
Какие книги читают в начальной школе?
Выше мы уже упоминали о том, что у школьных учителей не всегда получается “заразить” ребёнка любовью к чтению. Во многом это связано с теми произведениями, которые проходят в младших классах, и с учебниками, выглядящими не очень современно.
Вся программа начальной школы построена на сказках (народных или авторских), стихотворениях и баснях. В текстах присутствует немало слов, которые мы больше не используем в речи. Это отпугивает детей. Кроме того, подрастающее поколение, привыкшее к ярким картинкам на экране планшета, без интереса смотрит на устаревшие иллюстрации.
Мы рекомендуем не надеяться на школу, а начать постепенно приучать ребёнка к чтению. Почему? Хотя бы потому, что в школьную программу не входит огромное количество интересных красочных изданий, которые способны заинтересовать малыша.
Первоклашки читают обычно медленно, ведь они ещё учатся складывать слоги в слова и воспринимать целые предложения. По этой причине лучше выбирать для них книги с большим количеством иллюстраций и короткими, крупно написанными текстами. Например, комиксы.

В России родители относятся к комиксам с некоторым предубеждением, а зря. Дети от них в восторге, и на то есть сразу несколько причин. Во-первых, их не пугают длинные тексты, как это часто бывает в обычных книгах. И, во-вторых, можно сначала просто посмотреть картинки и придумать собственную историю, а уже потом всё прочитать.
Мы рекомендуем обратить внимание на серию переводных комиксов “Эмиль и Марго” для детей до 9 лет или “Хильда”, которая больше подойдёт тем, кому от 8 до 11 лет. Но помните, что такие книги – лишь дополнение к школьной программе. Без сказок А.С. Пушкина, рассказов Л.Н. Толстого и басен И.А. Крылова не обойтись.
А вот в качестве внеклассного чтения подойдут рассказы В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова, стихи Б.В. Заходера и С.Я. Маршака. Произведения этих авторов увлекают всех без исключения. И сейчас на книжном рынке много интересных изданий с красивыми иллюстрациями.
Каких авторов проходят в средней школе?
Если говорить о школьной программе, то отбор текстов для учеников средней и старшей школы происходит по следующим основным критериям:
- эмоциональная ценность
- высокие духовные нормы и эстетические стандарты
- традиция обращения к данному автору или конкретному литературному тексту
Ученики читаю произведения русских классиков: А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева, М. Горького и М.А. Булгакова. Отдельное место в программе по литературе для 6-7 классов занимают былины и героический эпос разных народов. На примере этих текстов легко проследить нравственные идеалы, поразмышлять о предназначении и цели в жизни.
В 7-8 классах ученики знакомятся с творчеством более сложных для восприятия авторов. Среди них Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, а также В.А Жуковский и К.Н. Батюшков. Здесь школьники постепенно начинают говорить не только о самих произведениях, но и о биографии автора, его роли в обществе. Учитель затрагивает вопросы формирования русского литературного языка, идеи просветительства и воплощения общественных идеалов в литературных текстах.
Ближе к 9 классу учащиеся готовы к восприятию пьес. Они читают комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума” и всё также учат монолог Чацкого, как их родители и бабушки с дедушками. Современные подростки, как и старшее поколение несколько десятилетий назад, разбирают на цитаты “Недоросль” Д.И. Фонвизина и “Грозу” А.Н. Островского.

Это далеко не полный список всех русских авторов, с которыми знакомятся ученики 5-9 классов. Помимо этого, на уроках литературы в средней школе проходят известные произведения Шекспира и Сервантеса, Мольера, Хемингуэйя и даже Метерлинка. Согласитесь, очень насыщенный учебный план.
Как видите, без хорошего владения русским языком и любви к чтению детям будет сложно осваивать такие серьёзные тексты. Тем более, что читать и анализировать тексты придётся достаточно быстро. Это базовая школьная программа, рассчитанная на всех учеников, а не только на тех, кто планирует связать свою карьеру с гуманитарными науками.
Лучше заранее оценить возможности ребёнка и вовремя предложить ему индивидуальные занятия с репетитором, если по литературе у него одни двойки и тройки в дневнике. Частный преподаватель сумеет найти подход к ученику, чтобы заинтересовать его очередной темой и научить писать сочинения на высший балл. В качестве дополнительной мотивации ребёнка можно скачать для него специальные приложения для смартфонов и планшетов.
Какие темы затрагивают старшеклассники на уроках литературы?
В настоящее время в старшей школе формируются классы разного уровня: общеобразовательные и профильные. Профильные, в свою очередь, делятся на гуманитарные и технические. Таким образом, программа по литературе в общеобразовательных и технических классах отличается от той, которую осваивают ученики гуманитарного направления.
На базовом уровне учащиеся 10-11 классов изучают литературу конца XIX – начала XX века. Они рассуждают о литературных традициях и месте, которое русская литература занимает в мире. Основная цель – поиск сквозных сюжетов, то есть анализ сразу нескольких текстов с точки зрения общей темы. Именно такие темы и выносятся на ЕГЭ по русскому языку.

В начале мы уже говорили о том, что русский язык и литература неразрывно связаны. Это не просто школьные дисциплины, а та основа, на которой строится будущее. Хорошее знание родного языка влияет на поступление в ВУЗ и профессиональное развитие. Умение писать грамотные и структурированные тексты выручает, когда вы устраиваетесь на работу, общаетесь в социальных сетях или сочиняете поздравления на годовщину свадьбы родителей.
Ученики гуманитарных классов разбирают литературные произведения в хронологическом порядке и более системно. Кроме поиска общих тем в разных текстах, они погружаются в художественный мир писателей и весь литературный процесс. Им необходимо знать историю и теорию литературы, чтобы анализ был максимально глубоким.
Учащиеся готовятся к тому, чтобы стать журналистами, филологами, лингвистами и копирайтерами, а значит, им не обойтись без чтения литературной критики. Они исследуют русский романтизм начала XIX века и духовные искания героев, становление беллетристики и русской критики, драматургические конфликты и психологизм как способ изображения внутреннего мира героя.
Всё это трудно освоить самостоятельно. Обычно ученику нужна помощь, чтобы подготовиться к выпускным экзаменам и творческим конкурсам на гуманитарные факультеты. Мы предлагаем обратить внимание на онлайн-занятия по русскому языку и литературе. Такие индивидуальные уроки призваны восполнить все пробелы и в знаниях и структурировать ту информацию, которая уже изучена.
Платформа, объединяющая частных преподавателей и учеников