Оглавление
Вы – преподаватель фортепиано, который прошёл все этапы, чтобы начать обучать людей игре на этом музыкальном инструменте. У вас уже есть страница в социальных сетях или собственный блог, ваши анонсы размещены на основных платформах по поиску репетиторов, в том числе и на сайте Superprof. Но что дальше? Чего на самом деле ждут ученики от индивидуальных занятий по фортепиано? За что они платят деньги?
В этой статье мы расскажем, как подготовить частные уроки игры на пианино не только с точки зрения содержания, то и подхода к ученикам. Сейчас, в условиях активно растущего рынка репетиторских услуг и конкуренции, это особенно важно.
Оцените уровень ученика
Поздравляем, вы нашли своих первых учеников. На пробном занятии нужно оценить уровень, с которым они пришли к вам на курс. Это поможет грамотно составить программу и в случае необходимости корректировать её на протяжении всего курса. Кроме того, для ученика зафиксированная точка А станет дополнительной мотивацией, ведь ничего так не вдохновляет, как радость от первых побед на пути к цели.
В самом начале мы советуем поговорить с учеником. Узнайте, проходил ли он раньше обучение игре на фортепиано с репетитором или в музыкальной школе. Уточните, есть ли у него знания по музыкальной теории. Если ученик помнит все ноты, разбирается в ключах и ритмике, то освоить игру на пианино он сможет быстрее.
Вторым этапом оценки станет непосредственно игра на инструменте. Предложите своему студенту на выбор несколько музыкальных произведений разной сложности. Обратите внимание на его посадку и постановку рук, на умение играть с листа и соблюдение длительности нот, на навык игры двумя руками и использование педалей.

Безусловно, дебютанты, то есть люди, которые никогда прежде не занимались музыкой, могут пропустить этот этап и перейти сразу к озвучиванию целей. Помните, что это обязательно нужно обсудить ещё на старте. Один человек хочет поступить в музыкальное училище и готовиться к конкурсу, другой планирует играть дома для души, третий любит петь и мечтает научиться аккомпанировать себе.
Как видите, первый урок не требует особой подготовки с вашей стороны, поэтому мы рекомендуем проводить его бесплатно. Он может быть короче обычного занятия и пройти онлайн, но сам подход настроит ученика на серьёзный лад и вызовет доверие к вам как к специалисту. Пользуйтесь этим.
Продумайте уроки игры на фортепиано
К сожалению, многие репетиторы фортепиано совершают одну ошибку. Они полагаются на свой опыт и не всегда продумывают занятия заранее. Уроки музыки – не лучший момент для импровизации. Помните, что в стоимость всегда входит время на подготовку учебной программы.
Без учёта особенностей ученика, его базовых знаний и целей у вас не получится дойти с ним до запланированного результата. А без результата в занятиях просто нет смысла. Именно поэтому вы и проводили пробный урок, оценивали уровень студента.
Теперь нужно составить курс таким образом, чтобы восполнить все пробелы в знаниях, дать новый материал и отработать базовые навыки музицирования. Согласитесь, это непросто включить в одно часовое занятие, но вот вам несколько подсказок.
Сольфеджио
Начинайте каждый урок с 10-15 минут сольфеджио. Да, это не самая любимая, но необходимая часть обучения. Приучите своего ученика читать ноты под метроном. Ещё лучше параллельно отбивать их рукой на столе. Такая техника научит работать с ритмом и определять музыкальные размеры.
Помимо чтения нот, предложите ученику их пропеть. Это отличный способ поэкспериментировать с мелодиями, который в будущем поможет импровизировать и быстро подбирать мотив к любой песне. Другим приёмом станет выполнение ритмических упражнений. Их делают просто на бумаге или даже маршируют в такт. Взрослых подобные задания иногда смущают, а вот дети от них просто в восторге.
Проверка домашнего задания
Во второй части урока попросите ученика повторить то, что вы проходили на прошлом занятии. Если вы задавали ему на дом какой-то этюд или другое музыкальное произведение, то пусть он похвастается результатами и сыграет его. Это самый простой способ узнать, занимался ли ученик без вас.
Выполнение домашних заданий – важная часть учебного процесса. Для достижения поставленных целей недостаточно заниматься один раз в неделю. Обучение игре на фортепиано требует постоянной практики, поэтому репетирование дома должно стать неотъемлемой частью жизни.
Кроме того, только в процессе самостоятельной игры у ученика возникают вопросы. Обсудите их на уроке. Это поможет вам скорректировать программу, а вашему студенту – почувствовать поддержку и не потерять мотивацию, особенно когда что-то не получается.
Выполнение технических упражнений
Франц Лист, великий композитор, пианист и педагог, говорил о необходимости выполнения технических упражнений. Он даже собрал их в 12 тетрадей, которые сейчас издаются по всему миру, в том числе и в России.
Мы, конечно же, не призываем начинать сразу с его упражнений, ведь они предназначены для концертирующих пианистов и студентов музыкальных училищ. Но настоятельно рекомендуем подобрать такие технические упражнения, которые подойдут по уровню вашему ученику.

Основной задачей здесь станет совершенствование навыков игры на пианино. Пусть пальцы свободно перемещаются по клавишам, а ученик с каждым занятием всё меньше задумывается над тем, каким пальцем играть ту или другую ноту. Немного практики, и движения рук будут отлажены и доведены до автоматизма.
Аналогичную функцию выполняют и гаммы. Это своего рода музыкальная таблица умножения любого пианиста. Чем чаще ученик их играет, тем лучше работают пальцы, оттачивается их чёткая последовательность и беглость.
Новый материал и задание на дом
Это, пожалуй, самая интересная часть урока. Если ваш ученик отлично выполнил все предыдущие задания, то предложите ему самому выбрать новое произведение, которое будете разбирать. Для каждого уровня можно подобрать интересные варианты исходя из предпочтений учащегося. Так у него сохранится высокий уровень мотивации и повысится вовлечённость.
Доказано, что мы лучше делаем то, что нам нравится. Репетиторы по игре на фортепиано знают этот факт и активно пользуются им в работе. В конце занятия разберите вместе с учеником выбранное им произведение и потренируйтесь играть его целиком или отдельными отрывками. Дальше вам останется только дать домашнее задание. Насыщенный и разнообразный урок проведён!
Прислушивайтесь к ученику
Ещё одной частой ошибкой, которую совершают начинающие репетиторы, является желание во что бы то ни стало следовать намеченному плану. Такое желание объяснимо, ведь на обдумывание и подготовку урока вы тратите время и силы. Однако помните, что частные уроки игры на фортепиано должны отличаться индивидуальным подходом.
Есть люди, которые предпочитают занятия в группе. Это их дисциплинирует. Но ученики, которые выбрали уроки с репетитором, ждут понимания и лояльности с вашей стороны. Помните, что в случае форс-мажора они нередко просто отменяют занятия, а значит, вы теряете деньги.
Если вы хотите этого избежать, то создайте своим ученикам максимально комфортные условия. Это не значит, что надо их незаслуженно хвалить и не обращать внимание на допущенные ошибки. Речь идёт о том, чтобы рядом с вами они чувствовали себя уверенно и спокойно.
Заметив, что студент пришёл на урок уставшим или в плохом настроении, проявите изобретательность и предложите ему несложные задания вне основной программы. Это поможет ему успокоиться, переключиться и снять напряжение. Не все способны быстро справляться со стрессом, усталостью и личными проблемами. Ваша задача – показать, что музыка является хорошим инструментом для решения такого рода вопросов.
Ученик не будет продуктивно заниматься, пока в его голове крутятся мысли о работе, здоровье или ссоре с кем-то из близких. Постарайтесь отвлечь его. Прекрасным способом станет небольшой концерт. Сыграйте для него подходящее музыкальное произведение, обсудите, какие эмоции оно вызывает. После этого постепенно переходите к уроку, начиная с простых вещей, которые нравятся ученику.
Следите за прогрессом и постепенно усложняйте занятия
Мы уже говорили о том, что желательно фиксировать точку А, то есть тот уровень, с которым ученик пришёл к вам на курс. Это особенно важно для начинающих и тех, кто занимается музыкой не очень давно. Когда вы продумываете серию занятий, обязательно включайте в неё уроки повторения каждые 2-3 месяца.
Акцентируйте внимание ученика на том, чего он добился за это время, поздравляйте его даже с маленькими победами. Для себя же фиксируйте слабые места, над которыми следует продолжить работу. Если таких мест нет, то имеет смысл усложнить программу, чтобы быстрее привести ученика к цели.

Когда репетиторы фортепиано пропускают этот этап и не следят регулярно за прогрессом, они рискуют демотивировать и утомить ученика. В таком случае он либо возьмёт паузу, либо найдёт другого преподавателя. И та, и другая ситуация невыгодна для вас, поэтому не игнорируйте уроки повторения.
Если ученик всё-таки устал от занятий, предложите ему изменить концепцию. Например, попробовать джазовое фортепиано вместо классического. Хорошо работают и уроки вне дома. Позовите нескольких своих учеников в музей музыки или на концерт в консерваторию. Такие культурные выходы дают энергию для дальнейшего движения к цели и расширяют кругозор.
Выбирайте подходящие учебные материалы для урока
Любопытно, что ученики более чётко осознают свой прогресс, когда смотрят на учебник и видят, сколько страниц они уже прочитали. На занятиях по фортепиано действует такая же схема. Сейчас принято комбинировать разные методики, давать задания из разных учебных пособий. Но это мешает ученикам оценить путь, который они уже прошли.
Мы советуем вам выбрать несколько методических пособий и рабочих тетрадей для каждого уровня, чтобы заниматься по ним. Пусть ученик купит всё, что ему нужно для занятий, и отмечает выполненные задания, сыгранные произведения и освоенные технические упражнения. Вы со своей стороны лишь дополняете основной материал, делитесь интересными Youtube-каналами, подкастами и ссылками на интервью знаменитых пианистов, рассказывающих об этапах своего творческого пути.
Но бывают ситуации, когда ни одно пособие не подходит на 100%. В этой ситуации можно пользоваться раздаточным материалом. Однако, сразу предупредите ученика, чтобы он его брошюровал. Так все распечатки будут храниться в одном месте. Ими будет легко пользоваться, а эффект “вау, сколько всего я уже сделал” сохранится.
Платформа, объединяющая частных преподавателей и учеников