Учёба даётся нелегко не только ученикам, но и преподавателям. Важно заранее подготовиться к занятиям, и нарабатывать собственные методики на основании официальных пособий. Сейчас репетитор по математике может подготовить к чему угодно: экзаменам, вступительным испытаниям, олимпиадам или просто контрольным и урокам. Поэтому нужно сразу определиться со специализацией: так будет легче спланировать дальнейшее обучение.

Несмотря на единую систему и схожую программу в школах, к каждому ученику нужен свой подход. Здесь не поможет методическая литература: большую роль играют коммуникативные навыки и то, как будут проходить уроки математики. Стоит избегать излишних формальностей, гораздо лучше, когда на занятиях создаётся в меру расслабленная атмосфера. Так учащимся легче усваивать материал, уточняя сложные моменты.

Лучшие преподаватели по математике доступны для занятий
Никита
5
5 (8 отз.)
Никита
₽1200
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Селена
5
5 (15 отз.)
Селена
₽800
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Анастасия
5
5 (5 отз.)
Анастасия
₽1000
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Евгений
5
5 (8 отз.)
Евгений
₽950
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Екатерина
5
5 (6 отз.)
Екатерина
₽500
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Всеволод
5
5 (8 отз.)
Всеволод
₽600
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Полина
5
5 (5 отз.)
Полина
₽600
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Ирина
5
5 (5 отз.)
Ирина
₽500
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Никита
5
5 (8 отз.)
Никита
₽1200
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Селена
5
5 (15 отз.)
Селена
₽800
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Анастасия
5
5 (5 отз.)
Анастасия
₽1000
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Евгений
5
5 (8 отз.)
Евгений
₽950
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Екатерина
5
5 (6 отз.)
Екатерина
₽500
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Всеволод
5
5 (8 отз.)
Всеволод
₽600
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Полина
5
5 (5 отз.)
Полина
₽600
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Ирина
5
5 (5 отз.)
Ирина
₽500
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Поехали!

Выбираем, с чем будем работать

В любой профессии важна специализация, и репетиторы по математике — не исключение. Ученикам хочется видеть преподавателя с похожими кейсами и отзывами. К примеру, если вы хорошо подготовили ребёнка во втором классе, вряд ли это заинтересует будущего абитуриента, и наоборот. Какие могут быть варианты:

  1. Обучение в начальной школе. Здесь играют роль не столько знания математики, сколько понимание психологии. Важно ответить на вопрос, от чего появляются заминки в усвоении материала. Причиной может быть общая невнимательность, стеснительность, отсутствие понимания или даже отставание в развитии. В некоторых случаях нужно суметь объяснить родителям важность психологической подготовки на данном этапе.
  2. Подготовка в средних классах. Где-то что-то не усвоил, тема за темой повторяется предыдущий материал, а понимания так и не появляется. Или уже скоро контрольная за четверть, а половина пройденных заданий вызывает затруднения. У некоторых возникают сложности и с домашней работой — вроде в классе всё ясно, а как дело доходит до выполнения тех же задач дома, всё сразу перестаёт быть понятным. Справиться с этим помогают индивидуальные занятия по математике — и репетитор тоже должен быть готов к таким трудностям.
  3. Успешная сдача экзаменов. Подготовка к ним становится ещё одним испытанием для студента. С ВПР всё относительно понятно — этот формат предполагает повторение изученных в школе тем, и по сути, это проверочная работа, а не экзамен. А вот с ОГЭ и ЕГЭ у многих возникают трудности. Учитель должен объяснить формат, разбалловку и научить решать так, чтобы получить наивысший балл. Если у вас уже есть похожие кейсы, это замечательно, но каждый с чего-то начинает. Сделать это лучше с ознакомления со стандартами.
  4. Победа в олимпиаде. Решение таких задач требует нестандартного подхода. В олимпиадах задания, похожие на те, что встречались в прошлые годы, практически не попадаются. Если область знаний может быть одной и той же, то сама суть задачи обычно отличается. Важно объяснить логику рассуждений ученику, чтобы он мог свободно применять её на практике.
  5. Написание вступительных испытаний. Каждый вуз предоставляет свой формат заданий — его нужно так же хорошо знать, как и при подготовке к ЕГЭ. Обычно в таком случае репетитор по математике специализируется на конкретных заданиях. К примеру, это может быть ДВИ в МГУ, которое также обязательно для поступления по многим направлениям.

Девушка клеит стикеры на белую доску
Репетитору необходимо систематизировать свои знания

Методики подготовки доступны в интернете: там же можно найти пособия, учебный план для школы и университета и полезные материалы, которые можно использовать в работе.

Организуем рабочее место

Чтобы стать репетитором по математике, в первую очередь нужны знания. Не менее важно создать рабочую атмосферу: особенно это касается очных занятий. Если вы планируете приглашать учеников к себе домой или заниматься онлайн, необходимо организовать рабочее место. Что стоит предусмотреть:

  • тишину. Вас не должно ничего сбивать — бытовой шум, члены семьи или животные. Так вы можете начать отвлекаться не хуже ученика, у которого на уме встречи с друзьями и достижение новых уровней в любимой игре. Время урока должно быть полностью отведено обучающемуся;
  • доступность материалов. Все распечатки, которые вы планируете использовать, учебники и пособия должны быть под рукой. Если вы будете отвлекаться на это во время занятия или и вовсе забудете подготовиться — это говорит о вашем непрофессионализме. Пунктуальность — важное качество для тех, кто хочет стать частным преподавателем по математике. Это же касается и времени занятий. На них нельзя опаздывать и не стоит задерживать ученика, на урок есть чётко отведённое время;
  • удобство. Вам и обучающемуся нужно обеспечить комфортное место. Оно должно быть удобным для ученика, если вы принимаете на дому, и для вас. Необходимо подготовить листы для черновика, бланки и пишущие принадлежности. Для онлайн-занятий нужно скачать все программы, включая интерактивные доски и сборники заданий.

Также если вы занимаетесь с учеником из другого города, нужно организовать стабильный интернет и слышимость. Для этого рекомендуется приобрести гарнитуру. Некоторые преподаватели занимаются с помощью графического планшета, оформляя на нём новые примеры и рисуя графики к теории. Первое время к нему приходится привыкать, зато потом будет гораздо проще.

Лучшие преподаватели по математике доступны для занятий
Никита
5
5 (8 отз.)
Никита
₽1200
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Селена
5
5 (15 отз.)
Селена
₽800
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Анастасия
5
5 (5 отз.)
Анастасия
₽1000
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Евгений
5
5 (8 отз.)
Евгений
₽950
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Екатерина
5
5 (6 отз.)
Екатерина
₽500
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Всеволод
5
5 (8 отз.)
Всеволод
₽600
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Полина
5
5 (5 отз.)
Полина
₽600
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Ирина
5
5 (5 отз.)
Ирина
₽500
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Никита
5
5 (8 отз.)
Никита
₽1200
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Селена
5
5 (15 отз.)
Селена
₽800
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Анастасия
5
5 (5 отз.)
Анастасия
₽1000
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Евгений
5
5 (8 отз.)
Евгений
₽950
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Екатерина
5
5 (6 отз.)
Екатерина
₽500
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Всеволод
5
5 (8 отз.)
Всеволод
₽600
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Полина
5
5 (5 отз.)
Полина
₽600
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Ирина
5
5 (5 отз.)
Ирина
₽500
Gift icon
1е занятие бесплатно!
Поехали!

Начинаем работу

Каждый ученик уникален, и к нему нужен соответствующий подход. Уроки математики в школе для каждого одни, но кто-то начинает отставать по программе, а другие, наоборот, преуспевают. Так и у репетитора: кому-то уроки математики даются легко, а кто-то испытывает сложности. Одна и та же тема может занимать от одного до нескольких занятий. Что важно учитывать, когда вы берёте нового ученика:

  1. Начальный уровень и желаемый результат. Всегда нужно смотреть на то, с чем пришёл обучающийся, и чего он хочет достичь. Иногда тех сроков, что есть, не хватает. В таком случае можно честно сказать об этом, а ученик примет соответствующее решение. Возможно, он сможет ходить на уроки чаще или понизит планку до реально достижимой цели. Так, к примеру, не получится подготовиться к сдаче ЕГЭ на 90+ баллов за несколько месяцев, если ученик знает математику на 3. Это должен понимать и учитель.
  2. Подходящий темп занятий. Как мы и говорили, для большинства подходит средний темп, который часто задают в школах. Отстающие могут не успевать и брать дополнительные занятия, чтобы закрыть пробелы, а те, кто преуспевает — даже готовиться к олимпиадам. Однако это тоже нелегкий труд, и для хорошего результата нужно посвятить урокам много часов.
  3. Как будут проходить уроки. Формат не менее важен. Возможно, ученику нужно больше «развлекательного контента», а кто-то наоборот предпочитает формальный подход, как в школе. Можно включить в классическую программу задачи на логику и смекалку — это разбавит привычную программу и поможет найти новый подход к решениям.

Парень смотрит в ноутбук
Чтобы заинтересовать ученика, придётся найти к нему подход

Обо всём этом нужно договариваться заранее, когда вы только начинаете работу. Так вы избежите недопонимания и подберёте наиболее комфортный формат.

Определить уровень ученика можно с помощью входного тестирования. Множество таких тестов есть в интернете, обычно это целые комплексы заданий. Лучше сразу выбрать для себя один вариант и использовать его при знакомстве с учениками. Такой тест дают на вводной встрече или после неё.

Создаём мотивацию при обучении

Важен не только вопрос: как найти учеников по математике, но и как сделать так, чтобы им нравилась учёба. У школьных учителей обычно нет такой задачи: есть программа, которую все должны пройти. Да, нежелательно, чтобы у некоторых учеников были плохие оценки, но на их карьеру это никак не повлияет. С репетиторством всё иначе: нужно организовывать занятия так, чтобы заинтересовать. Подачей, формой общения, упрощёнными объяснениями — к каждому обучающемуся требуется свой подход. При этом не стоит перегружать ученика: новой информации должно быть в меру.

Поэтому и планировать урок стоит с учётом данных особенностей. Важно не только что ученики запоминают в процессе, но и то, как они это делают. Одну и ту же теорию можно применять по-разному: те же задачки зачастую решаются несколькими способами, и если школа не регламентирует это, то лучше использовать тот, что понятнее.

На что обратить внимание

Помимо создания мотивации, важно также:

  • организовать системную внеурочную деятельность. Нужно, чтобы ученик был вовлечён не только во время урока, но и после него — охотнее выполнял домашние задания, осваивал дополнительные материалы и делал это с удовольствием;
  • периодически повторять пройденный материал. Повторение — мать учения. Не зря многие любят эту пословицу. Со временем, как бы хорошо ученик не знал тему, он начинает её забывать. Задача преподавателя — сохранить знания, ведь они потребуются позже. Математика продолжается даже в вузе в виде математического анализа и линейной алгебры. От этого никуда не уйти;
  • развить умение работать с различными типами заданий. Постоянное выполнение одних и тех же задач может вызвать ступор при столкновении с новыми форматами. Такого быть не должно, учитель обязан позаботиться о гибкости мышления. Чтобы одни и те же знания могли применяться в разных областях.

Периодически нужно проверять уровень знаний не только предоставляя для решения домашние работы, но и проводя контрольные прямо на уроке. Важно, чтобы оценка была объективной: подсказки на контрольной и возможность списать не помогут увидеть прогресс. Такие мероприятия называются мониторингом и активно используются в школах. В процессе частных занятий данная практика также не помешает.

Оцениваем работу ученика

Оценивание важно превратить в дополнительный стимул. Это могут быть не только классические оценки от 1 до 5, как в школе, но и другие балльные системы. За правильное выполнение заданий или решение дополнительных задач можно освобождать от домашней работы или отводить часть урока на неформальное общение. Порой пятиминутный диалог с преподавателем на отвлечённые темы может разгрузить урок и служить большей мотивацией, чем просто подготовка ради получения знаний.

Не стоит давать обучающимся сложные задачи: они должны соответствовать уровню. Их можно использовать в качестве дополнительных или «со звёздочкой». То же самое касается и проверочных работ. Чтобы разбавить учебный процесс и облегчить запоминание математических терминов, можно проводить диктанты по понятиям и формулам. На них ученик может понять, чему нужно уделить внимание: ведь некоторые теоремы и определения необходимо выучить для дальнейшего использования.

Девушка грызёт карандаш
Задача репетитора в том числе помочь студенту справиться со стрессом

Что главнее всего — вам должно быть комфортно работать. Вы вправе отказаться от ученика, который саботирует процесс. Также не всегда формальный подход будет эффективнее развлекательных уроков. С каждым учеником нужно установить связь, чтобы понимать дальнейшую динамику развития и возможный формат. Ведь в современное время нам доступно множество инструментов для обучения, которыми нужно пользоваться с умом.

>

Платформа, объединяющая частных преподавателей и учеников

1-е занятие бесплатно

Понравилась статья? Оцените!

5,00 (1 рейтинг)
Загрузка...

Алексей

Люблю писать тексты и использовать букву «ё». Netflix, PlayStation и огромные кружки чая — простые вещи, которые делают меня счастливым)