Оглавление
Учёба даётся нелегко не только ученикам, но и преподавателям. Важно заранее подготовиться к занятиям, и нарабатывать собственные методики на основании официальных пособий. Сейчас репетитор по математике может подготовить к чему угодно: экзаменам, вступительным испытаниям, олимпиадам или просто контрольным и урокам. Поэтому нужно сразу определиться со специализацией: так будет легче спланировать дальнейшее обучение.
Несмотря на единую систему и схожую программу в школах, к каждому ученику нужен свой подход. Здесь не поможет методическая литература: большую роль играют коммуникативные навыки и то, как будут проходить уроки математики. Стоит избегать излишних формальностей, гораздо лучше, когда на занятиях создаётся в меру расслабленная атмосфера. Так учащимся легче усваивать материал, уточняя сложные моменты.
Выбираем, с чем будем работать
В любой профессии важна специализация, и репетиторы по математике — не исключение. Ученикам хочется видеть преподавателя с похожими кейсами и отзывами. К примеру, если вы хорошо подготовили ребёнка во втором классе, вряд ли это заинтересует будущего абитуриента, и наоборот. Какие могут быть варианты:
- Обучение в начальной школе. Здесь играют роль не столько знания математики, сколько понимание психологии. Важно ответить на вопрос, от чего появляются заминки в усвоении материала. Причиной может быть общая невнимательность, стеснительность, отсутствие понимания или даже отставание в развитии. В некоторых случаях нужно суметь объяснить родителям важность психологической подготовки на данном этапе.
- Подготовка в средних классах. Где-то что-то не усвоил, тема за темой повторяется предыдущий материал, а понимания так и не появляется. Или уже скоро контрольная за четверть, а половина пройденных заданий вызывает затруднения. У некоторых возникают сложности и с домашней работой — вроде в классе всё ясно, а как дело доходит до выполнения тех же задач дома, всё сразу перестаёт быть понятным. Справиться с этим помогают индивидуальные занятия по математике — и репетитор тоже должен быть готов к таким трудностям.
- Успешная сдача экзаменов. Подготовка к ним становится ещё одним испытанием для студента. С ВПР всё относительно понятно — этот формат предполагает повторение изученных в школе тем, и по сути, это проверочная работа, а не экзамен. А вот с ОГЭ и ЕГЭ у многих возникают трудности. Учитель должен объяснить формат, разбалловку и научить решать так, чтобы получить наивысший балл. Если у вас уже есть похожие кейсы, это замечательно, но каждый с чего-то начинает. Сделать это лучше с ознакомления со стандартами.
- Победа в олимпиаде. Решение таких задач требует нестандартного подхода. В олимпиадах задания, похожие на те, что встречались в прошлые годы, практически не попадаются. Если область знаний может быть одной и той же, то сама суть задачи обычно отличается. Важно объяснить логику рассуждений ученику, чтобы он мог свободно применять её на практике.
- Написание вступительных испытаний. Каждый вуз предоставляет свой формат заданий — его нужно так же хорошо знать, как и при подготовке к ЕГЭ. Обычно в таком случае репетитор по математике специализируется на конкретных заданиях. К примеру, это может быть ДВИ в МГУ, которое также обязательно для поступления по многим направлениям.
-
Репетитору необходимо систематизировать свои знания
Методики подготовки доступны в интернете: там же можно найти пособия, учебный план для школы и университета и полезные материалы, которые можно использовать в работе.
Организуем рабочее место
Чтобы стать репетитором по математике, в первую очередь нужны знания. Не менее важно создать рабочую атмосферу: особенно это касается очных занятий. Если вы планируете приглашать учеников к себе домой или заниматься онлайн, необходимо организовать рабочее место. Что стоит предусмотреть:
- тишину. Вас не должно ничего сбивать — бытовой шум, члены семьи или животные. Так вы можете начать отвлекаться не хуже ученика, у которого на уме встречи с друзьями и достижение новых уровней в любимой игре. Время урока должно быть полностью отведено обучающемуся;
- доступность материалов. Все распечатки, которые вы планируете использовать, учебники и пособия должны быть под рукой. Если вы будете отвлекаться на это во время занятия или и вовсе забудете подготовиться — это говорит о вашем непрофессионализме. Пунктуальность — важное качество для тех, кто хочет стать частным преподавателем по математике. Это же касается и времени занятий. На них нельзя опаздывать и не стоит задерживать ученика, на урок есть чётко отведённое время;
- удобство. Вам и обучающемуся нужно обеспечить комфортное место. Оно должно быть удобным для ученика, если вы принимаете на дому, и для вас. Необходимо подготовить листы для черновика, бланки и пишущие принадлежности. Для онлайн-занятий нужно скачать все программы, включая интерактивные доски и сборники заданий.
Также если вы занимаетесь с учеником из другого города, нужно организовать стабильный интернет и слышимость. Для этого рекомендуется приобрести гарнитуру. Некоторые преподаватели занимаются с помощью графического планшета, оформляя на нём новые примеры и рисуя графики к теории. Первое время к нему приходится привыкать, зато потом будет гораздо проще.
Начинаем работу
Каждый ученик уникален, и к нему нужен соответствующий подход. Уроки математики в школе для каждого одни, но кто-то начинает отставать по программе, а другие, наоборот, преуспевают. Так и у репетитора: кому-то уроки математики даются легко, а кто-то испытывает сложности. Одна и та же тема может занимать от одного до нескольких занятий. Что важно учитывать, когда вы берёте нового ученика:
- Начальный уровень и желаемый результат. Всегда нужно смотреть на то, с чем пришёл обучающийся, и чего он хочет достичь. Иногда тех сроков, что есть, не хватает. В таком случае можно честно сказать об этом, а ученик примет соответствующее решение. Возможно, он сможет ходить на уроки чаще или понизит планку до реально достижимой цели. Так, к примеру, не получится подготовиться к сдаче ЕГЭ на 90+ баллов за несколько месяцев, если ученик знает математику на 3. Это должен понимать и учитель.
- Подходящий темп занятий. Как мы и говорили, для большинства подходит средний темп, который часто задают в школах. Отстающие могут не успевать и брать дополнительные занятия, чтобы закрыть пробелы, а те, кто преуспевает — даже готовиться к олимпиадам. Однако это тоже нелегкий труд, и для хорошего результата нужно посвятить урокам много часов.
- Как будут проходить уроки. Формат не менее важен. Возможно, ученику нужно больше «развлекательного контента», а кто-то наоборот предпочитает формальный подход, как в школе. Можно включить в классическую программу задачи на логику и смекалку — это разбавит привычную программу и поможет найти новый подход к решениям.
-
Чтобы заинтересовать ученика, придётся найти к нему подход
Обо всём этом нужно договариваться заранее, когда вы только начинаете работу. Так вы избежите недопонимания и подберёте наиболее комфортный формат.
Определить уровень ученика можно с помощью входного тестирования. Множество таких тестов есть в интернете, обычно это целые комплексы заданий. Лучше сразу выбрать для себя один вариант и использовать его при знакомстве с учениками. Такой тест дают на вводной встрече или после неё.
Создаём мотивацию при обучении
Важен не только вопрос: как найти учеников по математике, но и как сделать так, чтобы им нравилась учёба. У школьных учителей обычно нет такой задачи: есть программа, которую все должны пройти. Да, нежелательно, чтобы у некоторых учеников были плохие оценки, но на их карьеру это никак не повлияет. С репетиторством всё иначе: нужно организовывать занятия так, чтобы заинтересовать. Подачей, формой общения, упрощёнными объяснениями — к каждому обучающемуся требуется свой подход. При этом не стоит перегружать ученика: новой информации должно быть в меру.
Поэтому и планировать урок стоит с учётом данных особенностей. Важно не только что ученики запоминают в процессе, но и то, как они это делают. Одну и ту же теорию можно применять по-разному: те же задачки зачастую решаются несколькими способами, и если школа не регламентирует это, то лучше использовать тот, что понятнее.
На что обратить внимание
Помимо создания мотивации, важно также:
- организовать системную внеурочную деятельность. Нужно, чтобы ученик был вовлечён не только во время урока, но и после него — охотнее выполнял домашние задания, осваивал дополнительные материалы и делал это с удовольствием;
- периодически повторять пройденный материал. Повторение — мать учения. Не зря многие любят эту пословицу. Со временем, как бы хорошо ученик не знал тему, он начинает её забывать. Задача преподавателя — сохранить знания, ведь они потребуются позже. Математика продолжается даже в вузе в виде математического анализа и линейной алгебры. От этого никуда не уйти;
- развить умение работать с различными типами заданий. Постоянное выполнение одних и тех же задач может вызвать ступор при столкновении с новыми форматами. Такого быть не должно, учитель обязан позаботиться о гибкости мышления. Чтобы одни и те же знания могли применяться в разных областях.
Периодически нужно проверять уровень знаний не только предоставляя для решения домашние работы, но и проводя контрольные прямо на уроке. Важно, чтобы оценка была объективной: подсказки на контрольной и возможность списать не помогут увидеть прогресс. Такие мероприятия называются мониторингом и активно используются в школах. В процессе частных занятий данная практика также не помешает.
Оцениваем работу ученика
Оценивание важно превратить в дополнительный стимул. Это могут быть не только классические оценки от 1 до 5, как в школе, но и другие балльные системы. За правильное выполнение заданий или решение дополнительных задач можно освобождать от домашней работы или отводить часть урока на неформальное общение. Порой пятиминутный диалог с преподавателем на отвлечённые темы может разгрузить урок и служить большей мотивацией, чем просто подготовка ради получения знаний.
Не стоит давать обучающимся сложные задачи: они должны соответствовать уровню. Их можно использовать в качестве дополнительных или «со звёздочкой». То же самое касается и проверочных работ. Чтобы разбавить учебный процесс и облегчить запоминание математических терминов, можно проводить диктанты по понятиям и формулам. На них ученик может понять, чему нужно уделить внимание: ведь некоторые теоремы и определения необходимо выучить для дальнейшего использования.

Что главнее всего — вам должно быть комфортно работать. Вы вправе отказаться от ученика, который саботирует процесс. Также не всегда формальный подход будет эффективнее развлекательных уроков. С каждым учеником нужно установить связь, чтобы понимать дальнейшую динамику развития и возможный формат. Ведь в современное время нам доступно множество инструментов для обучения, которыми нужно пользоваться с умом.
Платформа, объединяющая частных преподавателей и учеников