Оглавление
- 01. 5 советов для победы над «математической тревожностью»
- 02. 1) Начните заниматься математикой с частным преподавателем
- 03. 2) Используйте физические объекты для объяснения математических задач
- 04. 3) Используйте яркие интересные учебники
- 05. 4) Определите ваш математический блок
- 06. 5) Повторение математических основ
Есть ли на свете хоть один школьный предмет, который доставляет ученикам и учителям столько же мучений, сколько математика?
Едва ли.
У каждого из нас, наверняка, найдётся, что рассказать о неприятном математическом опыте: кто-то просто не любил этот предмет в школе, а кто-то — вспоминает с содроганием.
Есть и совсем сложные случаи: для некоторых нелюбовь к математике становится настолько сильной, что превращается в психологический блок.
Существует ли эффективный способ побороть страх перед математикой? И как прокачать свои математические скиллы? Мы подобрали топ-5 советов.
Беспокойство и паника
Математика — один из важнейших школьных предметов и является таковым, как минимум, до появления профильных классов. И в то же время именно математика может стать самым неприятным уроком для школьников, некоторым из которых даже снятся кошмары на эту тему. Знаменитая «математическая тревожность» — это реальный феномен, и он может надолго поселиться в умах у самых разных мальчиков и девочек.
Когда школьник не понимает какую-то тему в математике, царице наук, его охватывает паника, что может привести к настоящим мучениям.
С этого момента проблема становится психологической. Её не получится решить простой дисциплиной или давлением со стороны родителей и учителей. Психологический блок прорабатывается специальным подходом и инструментами, нацеленными на преодоление сложившихся трудностей.
5 советов для победы над «математической тревожностью»
1) Начните заниматься математикой с частным преподавателем
Математическая тревожность может быть результатом одного или нескольких факторов, беспокоящих учащегося:
- Проблемы в понимании конкретной математической темы;
- Раздражительный учитель, у которого нет терпения объяснить сложную тему, или учитель, реакции которого вызывают страх;
- Стеснительность ученика, его боязнь задавать вопросы перед всем классом или обращаться за помощью к учителю;
- Слишком много давления со стороны родителей.
А если присутствуют все четыре элемента сразу, то математическая тревожность неизбежна. И когда такое происходит, то лучшее, что вы можете сделать для «разблокировки» школьника — это подобрать ему частного репетитора.
Выбирать такого специалиста нужно тщательно и с умом, ведь не каждый репетитор знает, что делать со страхом перед математикой или как справляться с психологическими блоками.
В общем, не пожалейте времени на поиск и подбор частного преподавателя математики.
Вы также можете попробовать найти репетитора, специализирующегося в определённом разделе математики, с которым у ребёнка проблемы.
-
Математика вызывает недоумение и страх? Источник - Unsplash
Даже школьник, который сыт по горло математикой, может получить удовольствие и огромное количество новой информаций благодаря частным урокам с преподавателем.
Работать в классе, состоящим из тридцати учеников, иногда и правда может быть невыносимо. Кроме того, учитель в таком классе не может уделить достаточное количество времени каждому учащемуся. В то же время частные или индивидуальные уроки позволяют ребёнку получить час или более пристального внимания преподавателя.
И это время как раз и нужно учителю, чтобы идентифицировать наличие математической тревожности у школьника и, что более важно, найти пути её преодоления. В то время, как школьная образовательная модель фокусируется на успехе всей группы и продвижению по учебному плану, частные уроки позволяют учителю и ученику общаться на равных, постепенно разбирая при этом все непонятные моменты.
Если школьник сидит рядом с учителем, за одним и тем же столом, а не смотрит на него снизу вверх из-за своей парты, то он не чувствует всей тяжести иерархии, что отделяет его от преподавателя. Такая «расстановка сил» позволяет вести более открытый и свободный диалог, а также уменьшает, а то и вовсе убирает, стеснительность.
Итак, несмотря на то, что дополнительные уроки по математике могут выглядеть как лишние расходы для родителей, на самом деле, они являются инвестицией в будущее ребёнка. Да и взрослым такая инвестиция может пригодиться.
Частные преподаватели по математике могут за несколько уроков обнаружить признаки ментального блока и «выписать рецепт» для его преодоления. У школьного учителя просто не будет времени этим заниматься.
2) Используйте физические объекты для объяснения математических задач
Язык математики с его формулами и сложными числами иногда может казаться слишком абстрактным для ребёнка вне зависимости от его возраста. Необходимость учить этот новый язык и его особенный вокабуляр может тоже быть одной из причин психологического блока. Чтобы справиться с этим препятствием, нужна последовательная работа, в том числе, с практическими материалами.
Как отмечает Виктория Юркевич, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, в случае страха перед математикой «первое, что нужно сделать, — улучшить когнитивные функции… второе — хоть немного позаниматься математикой, восполнить пробелы. Третье и главное — создать для ученика ситуацию успеха».
Так вот, объединить все три пункта помогут как раз физические объекты.
Вместо того, чтобы заставлять учеников писать бесконечные формулы, можно использовать подручные материалы — они подойдут для объяснения математических концепций и решения задач. Камешки и шарики можно использовать для сложения и вычитания, а лепку из глины — для объяснения темы про дроби и дробные числа.
С помощью этого подхода вы обнаружите, что зрительная память — полезная вещь для изучения математики.
-
А вообще, математика - это красиво! Источник - Unsplash
А тот факт, что этот метод предполагает интерактивность и игру, делает его особенно эффективным. Именно такой подход нужно применять в первую очередь, если ученик видит, что ему нужна срочная помощь по математике.
Как только школьник начнёт с легкостью решать уравнения и справляться с задачами, у него появится мотивация и желание закрепить результат.
Юркевич объясняет: «Школьнику дают задачу, которую он точно осилит. И говорят: «На первый взгляд всё очень легко, но тут есть над чем подумать. Решишь — здорово. Не решишь — не волнуйся, подумаем вместе. Это не на отметку, а просто так». И как только у ученика, который больше не скован страхом, получается решить задачу, он рад успеху и с удовольствием приступает к решению следующей.
3) Используйте яркие интересные учебники
Если школьный подход к обучению математике терпит неудачу, то все соответствующие учебники и домашние задания превращаются в немых свидетелей страданий и психологического блока ученика.
Когда даже родители не в силах убедить своего ребёнка заняться математикой, стоит подумать о специальных книгах, в том числе, посвящённых подобным фобиям.
Для начала поищите учебник с дополнительными упражнениями по математике. Может быть, в таких книгах авторы подходят к обучению математике альтернативными методами.
Книга, оформленная иначе, чем классические учебники, уже сама по себе может стать символом свободы в мире математики.
-
Хороший учебник может вдохновить любого ученика! Источник - Unsplash
Существует также литература, затрагивающая тему математической тревожности и психологических блоков, которые она порождает. Например, книга Барбары Оакли «Думай как математик» рассказывает не о формулах и уравнениях, а о том, как научить свой мозг решать сложные задачи. Несмотря на то, что Барбара до 26 лет боялась и не любила математику, сегодня она является одним из известнейших популяризаторов этой науки.
Советы, которые автор даёт в своей книге, пригодятся не только в процессе обучения математике, но и вообще в жизни. «Стратегии, которые используют математики, применимы для любой другой области жизни — и в любой области можно продвинуться, если освоить стратегии обучения. Научиться правильно учиться — возможно, лучшее, что вы можете сделать для своей карьеры и достижения целей», — отмечают издатели.
4) Определите ваш математический блок
«Математике может научиться каждый» — эту фразу повторяет едва ли не каждый учитель. Тем не менее, отчаявшиеся школьники готовы поспорить с этим утверждением.
При этом, важно помнить, что школьник со средней или даже низкой успеваемостью, завтра может стать отличником.
Но перед этим важно всё-таки определить, что же является причиной той самой математической тревожности ученика и что сдерживает его от потенциальных успехов.
Некоторые психологи утверждают, что часто неудачи в математике возникают из-за личных или семейных проблем. Возможно, это фрейдистский подход к определению проблемы, и, тем не менее, такое мнение существует.
-
Не надо закрываться от собственных проблем! Источник - Unsplash
Математика — абстрактная наука, она в меньшей степени встречается в повседневной жизни вне школы, в то время как русский язык нам пригождается постоянно. И в то же время, отношения большинства учащихся с математикой лучше всего можно охарактеризовать словом «эмоциональные».
А тот факт, что почти каждый из нас может рассказать пару трагикомичных анекдотов, связанных с этим предметом, — больше, чем просто совпадение.
Как отмечает Анна Сьети, клинический психолог и педагог-психолог, такие взаимоотношения с математикой могут возникнуть из-за личных проблем ребёнка: «Постепенно я пришла к убеждению, что если у ребёнка проблемы с математикой, то это происходит не потому, что ему не хватает интеллекта, а скорее из-за того, что что-то внутри него мешает получить доступ к собственным мыслительным способностям. Это связано с его уникальной личной историей».
Согласно Сьети, чтобы определить конкретную проблему в математике, нужно параллельно проанализировать личную историю «пациента». Это важный шаг, который необходимо сделать, чтобы снять ментальный блок и победить математическую тревожность.
Таким образом, у вас на руках — почти все карты, чтобы преуспеть в математике.
5) Повторение математических основ
Если учащийся застревает на какой-то теме, это не значит, что он достиг предела своего интеллектуального развития. Это может значить, что школьнику не хватает каких-то базовых знаний, а любой пробел в математическом фундаменте может дать о себе знать в более сложных темах. Понимает ли ученик, что от него требуется в задаче, что за термины используются и в каком направлении нужно мыслить?
Если проблема действительно в этом, то такой блок легко преодолеть. Superprof советует уделить особое внимание изучению математической лексики. Зачем?
Чтобы провести полную и тщательную ревизию основных определений и запомнить их навсегда.
- Можно ли заново выучить математику?
- Что такое биссектриса?
- Косинус и тангенс?
- Квадратный корень?
-
Попробуйте добавить наглядности в уроки математики! Источник - Unsplash
Такой подход может показаться слишком простым, но и ваш психологический блок может быть не таким уж глубоким!
В дополнение к повторению старых и знакомых тем, вроде сложения, вычитания, арифметики, тригонометрии, алгебры и геометрии, можно также вспомнить о том, что проходили в школе.
И, между прочим, иногда обучение математике может быть довольно весёлым!
Удостоверьтесь, что вы точно выучили все базовые темы (умножение, деление, извлечение корня и так далее), чтобы построить по-настоящему прочный фундамент.
И чтобы ваши знания никуда не улетучились, используйте их регулярно — на работе, учёбе или в повседневной жизни.
Кстати, репетитора можно легко найти в своём городе, для этого вам нужно вбить: "репетитор по математике", "онлайн репетитор по математике", "репетитор математика", "репетитор по математике" (или любой другой город) и т.д.
Платформа, объединяющая частных преподавателей и учеников